m.transport.76.ru
16 августа 2016

SKODA Superb и сельские радости

Я взглянул на свидетельство о регистрации и вздрогнул: у тестовой SKODA Superb базовый мотор 1.4 TSI. Правда, мощностью 150 л.с. (бывает еще 125 л.с.), но все равно очень скромный для столь крупной машины, в которую я планировал поместить пять седоков и полные трюмы груза. Это ж всего по 30 л.с. на брата…

Сегодня я буду апологетом сельского туризма, которому мы с «Супербом» предавались неделю. Я не буду противопоставлять его туризму классическому, с пляжами, морями, продавцами безделушек, экскурсоводами и одноразовыми тапочками в отелях. Я скажу так: каждый ищет свое, но если вы ищете свободы, оторванности от мира, смены ритма, а, может быть, просветления, то глухие российские села – это и ближе, и дешевле, и, главное, подлиннее картонных замков, которые громоздят на обсиженных побережьях магнаты туриндустрии. Жаль, в России не так-то просто снять домик на окраине винтажной деревни (не в дачном поселке), но мы положились на родственные связи. Впрочем, о сельском туризме чуть позже.

Машину я выбирал с умыслом, и хотя вариантов было несколько, первой в списке значилась SKODA Superb. Почему? Когда кто-то из любопытствующих, привлеченный яркими наклейками, просил показать автомобиль, ожидая, что я открою водительскую дверь, я неизменно открывал заднюю, потому что за ней – весь смысл «Суперба».

Такого пространства на втором ряду не найдешь ни в одном соразмерном автомобиле, и когда твоим пассажирам предстоит провести в дороге порядка 8 часов, это решающий аргумент. Добавим к этому персональный блок управления климат-контролем и откинутые назад спинки сидений – в общем, садясь на пассажирский ряд, любопытствующие неизменно восклицают что-нибудь одобрительное, вроде: «Как же хорошо летать бизнес-классом!», только нецензурно.

В принципе, ради просторности можно было взять и какой-нибудь внедорожник размера XXL, но мне не хотелось, чтобы чек за бензин стал доминирующей статьей расходов.

Ну и багажник Superb помимо количественных рекордов подкупает широченным проемом (за счет кузова лифтбэк), крепежными сетками и электроприводом крышки, к которой я сначала отнесся скептически, но потом привык, и теперь ищу кнопку закрывания на пятой двери своей машины.

Если на сцене появляется ружье, значит будет убийство, а если у вас автомобиль с вместительностью школьного автобуса, вы непременно захотите нагрузить его до плафонов. По моим подсчетам, в момент выезда Superb потяжелел на 350 кг, на обратном пути – на 400+ кг за счет даров природы и чуть-чуть из-за отъевшихся седоков.

Еще в городе, пока я ездил порожняком, двигатель 1.4 TSI активно занимался саморекламой, наделяя Superb резвостью коня после первой случки. В режиме Sport в его характере появляется даже нетерпеливость, словно этот жеребец не прочь выбить тебя из седла.

Однако на горном участке трассы М-5 груженый Superb заметно убавил мои восторги, и хотя я не могу сказать, что динамики недостаточно, но почти на каждом обгоне семиступенчатый DSG с беспощадностью ипотечного коллектора отжимает мотор до последней капли. Собственно, за счет скорострельной коробки и эластичного двигателя Superb умело маскирует свою малолитражность, но на трассе, где многое решают именно лошадиные силы, порой хотелось иметь хоть пару пони в запасе.

Мой вердикт таков: для Superb, который будет выезжать на трассу лишь периодически, мотор 1.4 TSI является вполне рабочим вариантом, к тому же довольно экономичным – в нашем случае 7,2 л/100 км. Однако для регулярных поездок по межгороду предпочтительнее 1.8 TSI (180 л.с.), хотя доплата за него составляет почти 160 тысяч.

Skoda Superb представлена в России с тремя двигателями (1.4 TSI, 1.8 TSI и 2.0 TSI) и шестью вариантами форсировки: 125, 150, 180, 220, 280 л.с. Полным приводом можно оснастить версию 1.4 TSI (150 л.с.) с механической коробкой передач или топовый 280-сильный Superb 2.0 TSI с 6-ступенчатой коробкой DSG.

Про сельский туризм

Те, кто долго прожил в деревне, считают, что в их краях скучно. Возможно, так же считают и жители Лас-Вегаса, потому что привычное всегда немного скучно. Но нам, городским, даже гусаки, разгуливающие по улице без намордников и вообще без охраны, кажутся этакой экзотикой, что по возвращению обнаруживаешь на фотоаппарате полсотни птичьих портретов, обеспечив себя годовым запасом гусятины.

С утра ты садишься на велосипед и едешь по дороге, затерявшейся в складках откормленных холмов. Потом спускаешься к реке, которая закручена тугими петлями, словно назло топографам. Потом находишь место, где нет ни рыбаков, ни купающихся, ни пастухов с их дойной свитой. Большой плюс – шорты без карманов, которые оправдывают отсутствие мобильника. Кто-то мне звонил с одного номера восемь раз. Но у меня шорты без карманов.

Я часто думаю, что современному человеку не хватает праздности. Бесцельности. Монотонный конвейер не оставляет времени для спонтанных мыслей. Даже в так называемые свободные минуты мы настолько переполнены краткосрочным планированием, будь то грядущий ремонт хижины или заготовление шашлыков, что любую мысль сложнее «где купить плинтус» гоним от себя, как растлевающую. Мы даже мыслительный процесс пытаемся загнать в рамки своего конвейера, поэтому на выходе получаем упаковки идей быстрого приготовления.

А праздность – это такая штука, когда неожиданные и в некотором роде опасные мысли возникают сами собой, а тебе останется лишь выбрать из них годные. Праздность – это когда хочется почитать книгу нераскрученного автора. Или взглянуть на свою кипучую жизнь со стороны и отнестись к ней с известной иронией.

Радикальный слом ритма, который ждет горожанина в деревне, в первые дни может вызывать фантомные вибрации мобильника и необязательную спешку. В особенно запущенных случаях может приспичить поработать, но через полчаса сидения у реки пословица «работа не волк» наконец станет осмысленной.

Всем иногда нужно оправдание, чтобы исчезнуть. Но дело не только в этом. В конце концов, можно постирать мобильник или сказаться больным. Просто в сельской местности, в отличие от туристических зон, ты окажешься в совершенно иной системе координат, и совсем не обязательно, что займешь в ней высшую ступень иерархии. Скорее, ты будешь выглядеть здесь избалованным и не приспособленным к жизни типом с завышенными амбициями и крайне ограниченным арсеналом умений (трактор завести не может, хе-хе), однако в этом тоже свой терапевтический эффект. В конце концов, от стремления всю дорогу казаться преувеличенно успешными мы порой устаем, и хочется побыть просто собой, человеком без особых способностей, обычной городской бестолочью. Позволить себе такую слабость. Тем более когда тебя почти никто не видит и никто не судит. А посмотришь, как пашут селяне, и вернешься домой просветленным и удивительно скромным.

Я не проповедник идей Фурье или Руссо и не планирую строить фалангстеры, но, ей богу, иногда хочется, чтобы в России развился сельский туризм, потому что многим, подозреваю, именно такой формат, более дикий, более настоящий, придется по душе куда больше, чем кишащие побережья Крыма (монолог становится острополитичным) или вновь обретенная Турция. Всего-то надо в некоторых живописных деревнях поставить пару домов под сдачу, а уж провиантом и развлечениями селяне с готовностью обеспечат горожан, и при правильной постановке довольны останутся обе стороны. Между городом и деревней всегда существовала разность потенциалов, но мы ведь знаем из физики, что при правильном замыкании она преобразуется в ток.

Я вспоминаю многочисленные поездки в рамках традиционных туристических форматов и поражаюсь, какую ерунду нам иной раз продают предприимчивые деятели турбизнеса. Шестичасовые туры на автобусах к фейковым развалинам (с обязательным визитом к прикормленным торговцам). Поездки на квадроциклах по местности, напоминающей стройку космодрома. Экскурсии формата «все достопримечательности города за один вечер». Туры к шаманам, которые читают судьбу по лицу (если есть вай-фай).

Давайте посмотрим теми же глазами на обычное российское селение. Мне, например, из всех видов полуэкстремального отдыха больше всего запомнился недавний вояж по башкирским лесам на мотоцикле. Ветки хлещут по щекам, пауки липнут на морду, прохлада лесных троп сменяется удушьем жарких полян, и кругом такая дичь, что ты ощущаешь себя по меньшей мере на другой планете.

А если, допустим, разрешить гостям перепахать поле (ну хоть полгрядки) на тракторе – за такое и сотни долларов не жалко. Главное, правильно подать: отыскать какую-нибудь летопись, что, мол, это поле когда-то пахал… ну ладно, не пахал, а топтал сам Емельян Пугачев, собираясь брать Казань.

Ну, ей богу, если люди прут толпами к развалинам Карфагена, которые, по чесноку, выглядят дюжиной забытых шлакоблоков, я не вижу причин, почему нельзя мифологизировать российские села, раз уж это так важно для туристов. В деревне, где был я, на холмах находили ракушек, так, может быть, когда-то здесь было море, а какое, спрашивается, море, ну пусть будет Средиземное, а стало быть, все-таки вы побывали на море, уважаемые гости.

Хотя если уж начистоту, сельский туризм обойдется и без мифов. Его прелесть в том, что ищущий отыщет здесь то, что близко именно ему. Ты можешь спать в палатке, на печи или на сеновале. Можешь есть одну лишь травку или активно потреблять животные жиры. Можешь предаваться праздности на берегу речки или заняться рыбалкой, собирательством, охотой, волейболом… О том, как в деревне классно с детьми, уже писал – повторяться не буду.

А вечером, конечно, баня. И в награду за пахоту немного местного горячительного в дополнение к ухе из щуки, рагу из баранины и блинам с местным медом и густой-густой такой сметаной. А потом все перебираемся на летнюю веранду и загадываем впрок желания на упавшие метеориты. Нет, я бы не посмел всего этого рекомендовать, если бы не испробовал предварительно на себе. А так заявляю с полной ответственностью: в такие дни, утро которых кажется далеким, как позавчера, ты ощущаешь себя настолько заполненным и легким, что запаса потом хватает до следующего года. Смотришь иногда на фотографии и понимаешь, что не вся твоя жизнь – конвейер.

Еще про Superb

Честно говоря, я переживал за Superb в сельской местности, потому что все-таки это легковой автомобиль, и, вероятно, он бы смотрелся более органично на фоне театра или бизнес-центра. Впрочем, съехать к берегам, на которых я фотографировал в прошлые поездки кроссоверы и полноприводные универсалы, мне удалось без жертвенности, и уже вернувшись, я с некоторым удивлением обнаружил, что просвет «Суперба» в 164 мм лишь на 7 мм ниже, чем у полноприводной Octavia Scout, которая была моей спутницей в прошлом году. Правда, Superb имеет длинную колесную базу и обильные свесы, поэтому ездить по грунтовкам на нем приходится осмотрительно. Однако как таковых проблем на разбитом асфальте мы не испытывали даже в груженом виде.

Сама подвеска Superb имеет очевидный акцент на комфорт, рельсы и дыры он преодолевает мягче, чем соплатформенная Octavia, а в груженом виде проявляет некоторую склонность к раскачке на волнистом асфальте. Пожалуй, главная особенность Superb, знакомая еще по предыдущим версиям, – это небольшой ход отбоя, из-за чего, например, при резком съезде с лежачего полицейского слышишь лязг сработавшей до упора подвески.

Бойцовские качества лучше проверять на пустой машине, и разгруженный Superb, как и прочие автомобили на платформе MQB, весьма уверенно стоит на дуге и дает внятную обратную связь, причем чем жестче едешь, тем проворнее он кажется. В обычных режимах, как и у Octavia, на руле присутствует зона нечувствительности, задуманная, видимо, для более расслабленной езды по прямой, которая, однако, осложняет микроподруливания. Зато во время внятных маневров Superb демонстрирует ту однозначность, за которую многие любят продукцию VAG.

Довольно часто в пути я пользовался активным круиз-контролем: эта штука позволяет не только поддерживать заданную скорость на трассе, но и самостоятельно тормозит при появлении препятствий, причем делает это заранее и предсказуемо, из-за чего к ней быстро привыкаешь. Просто «цепляешься» к удобному автомобилю, и Superb повторяет его маневры, включая торможения до полной остановки. Дистанцию можно настроить, при этом радар отличает автомобили, идущие в твой полосе, от тех, что движутся в соседней, поэтому не препятствует обгонам.

Базовый Superb 1.4 TSI стоит от 1,294 млн рублей, в версии с преселективным роботом DSG - от 1,378 млн. Минимальная цена Superb 1.8 TSI - 1,647 млн рублей. Уезжая, я подумал, что ни одна туристическая зона не даст такого контакта с людьми, которые нам, городским, кажутся инопланетянами. Людьми, которые спят по шесть часов в сутки. Которые не спешат, но успевают. И которые сохранили в себе нечто такое, что мы, асфальтовые зомби, постепенно утрачиваем и оттого так остро ощущаем, оказавшись в хорошей компании сельских жителей.

Мы живем в удивительной стране, и неужели, в самом деле, чтобы прилично отдохнуть, необходимо ехать за тысячи верст через три границы? Впрочем, сельский туризм ценен, пока российская глубинка сохраняет свою первозданность, не испорченную большим бизнесом и большими толпами. Поэтому я вам ничего не говорил.

Благодарим компанию «Легион Моторс» за помощь в подготовке материала.

Артем Краснов  

Фото Артема Краснова

56814    123  



«Автомобили подорожают на 100 тысяч»: новые сборы и акцизы взвинтят цену

Двукратный рост утилизационного сбора и акцизов наложится на традиционное новогоднее подорожание.

   142     22 часа назад

Аккумулятор умирает ещё летом: популярные вопросы об автомобильных батареях

Спрашиваем у специалиста, как и когда менять источник электроэнергии в машине.

   19     6 дней назад

О невероятных пешеходах и быстрых полосах

Трактуем ПДД с учетом теории вероятности: как именно нужно уступать дорогу пешеходам?

   36     7 дней назад

Mazda CX-9. Как скрыть полноту

Самый крупный кроссовер Mazda возвращается на российский рынок и удивляет своим нежеланием казаться крупным.

   104     10 дней назад

SKODA Kodiaq 1.4 TSI и другие. Дорога на Шварцвальд

Мы испытали «маломощный» Kodiaq и сравнили его с Octavia в местах, где их осень теплее нашей весны.

   174     17 дней назад